Рубрики

Облако

Спасает судьбы!

Воспитание ребенка с ограниченными возможностями.

Воспитание ребенка с ограниченными возможностями. В чем особенности

воспитания ребенка с ограниченными возможностями?

Некоторые заболевания ограничивают подвижность, сужая мир ребенка. Так бывает, например, при лечении врожденного вывиха бедра, когда ребенок помещен в гипсовую лонгету. Время от времени повернуть кроватку или перенести ее в другое место, почаще менять игрушки, лишний раз подойти к ребенку, дотронуться до него и поговорить с ним — все это необходимо для развития. Такие действия взрослых можно сравнить, правда формально, с тренажером для обучения водителей: перед неподвижным человеком стелется лента шоссе, надвигаются встречные машины, мелькают дорожные знаки… Когда маленький Магомет не может подойти к горе, гора приходит к нему.

Как бы хорошо ни шло лечение, ребенок развивается в чем-то отлично от совершенно здоровых детей, не всегда укладываясь в рамки возрастных норм или представления родителей о том, каким он должен быть. Постоянный контакт с врачом поможет искать и находить наилучшие, для развития ребенка подходы. Но только выполнять рекомендации врача — мало. Родители видят ребенка круглые сутки, врач всего десятки минут. Разумная инициатива семьи не бывает лишней, и лучше всего, когда родители не просто выполняют предписания врача, а вместе с ним стремятся глубже понять особенности и потребности ребенка с тем, чтобы творчески их использовать.

Внешность и поведение больного ребенка могут больше или меньше отличать его от здоровых ровесников. Видеть это, родителям всегда больно. Иногда они уже в коляске стремятся спрятать ребенка от постороннего взора, стыдясь и стесняясь. Полностью освободиться от этих чувств, возможно, и не удастся, и все же имеет смысл постараться увидеть в своем ребенке то лучшее, что в нем есть. Это очень поддерживает детей, даже когда они совсем маленькие: уверенный, спокойный, симпатизирующий ребенку взрослый и на руках-то его держит иначе, и прижмет к себе покрепче, и поцелует лишний раз. А начнет ребенок подрастать — не спрячет его от сверстников, а поддержит желание быть с ними. Это ведь важно, чтобы родительская жалость и поддержка не возводили барьеров в общении. Не раз специалистам приходиться помогать детям, страдавшим от подобной изоляции больше, чем от самого заболевания.

Конечно, далеко не все взрослые, а тем более дети, достаточно деликатны в отношении чем-то отличающихся людей. И дразнить будут, и в игру не всегда примут, все будет. Но страх бежит впереди бегства, становится второй бедой. Не все злы и плохи, и часто стесняющийся самого себя, все время настороженно-опасливый, съежившийся ребенок как раз этим-то и вызывает огонь на себя. Обо всем этом приходится задуматься, когда ребенок еще очень мал, задуматься, чтобы изменить свое собственное отношение к его дефекту и не заражать его страхом и недоверием. Скованность, страх, озлобленность, уродуют больше самых больших дефектов. Жалость, если она становится вечным источником попустительства, унижает ребенка. Пусть он не очень красив, но уверенность, доброта, общительность, расположенность помогут ему жить среди людей. Если вообще они украшают человека, то ребенку с дефектами они нужны, как условие его развития.

Стоит упомянуть о «точке отсчета» в работе с больным ребенком, о том постоянном разочаровании, которое связано с отсчетом от идеала. Лучше и справедливее оценивать проделанный путь, достигнутые успехи. «Что стало лучше?» — за день, неделю, месяц. Вот вопрос, с которого надо начинать. Дело не в том, чтобы обмануть себя, создавая иллюзию благополучия. Родители, оценивающие любой, даже небольшой успех, обретают силы для новых усилий: Значит, все было недаром!

Это только в арифметике от перемены мест слагаемых сумма не меняется, а вот в жизни меняется, и очень. Можно сказать: Он стал, конечно, лучше, но до идеала еще ой как далеко! Но попробуйте иначе: Да, ему, конечно, далеко до идеала, но он стал бесспорно лучше! Хорошо было бы взять за правило не только состояние ребенка, но и жизнь вообще оценивать, сначала отвечая на вопрос — что стало лучше, потом — что осталось по-прежнему и лишь затем — что нас не удовлетворяет, тревожит. Не видя улучшения, недооценивая его, мы перестаем стимулировать себя и ребенка к дальнейшей борьбе. Увидеть и назвать улучшение — значит помогать развитию ребенка.

 

 

.

Еще похожие статьи:

Заикание у детей. Учимся говорить уверенно.
Как быть хорошей мамой?
Первое в жизни купание!
Взять ребенка в приемную семью, что важно сделать!
Развитие восьмимесячного ребёнка.
Энурез у детей, причины и лечение.
Как привить любовь к чтению?
Ночной энурез у детей.
Опубликовал admin в рубрике воспитание, Психолог   Метки: воспитание, психолог

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *