Рубрики

Облако

Спасает судьбы!

Адаптация одаренного ребенка к школе и семье

адаптация ребенка к школе Адаптация одаренного ребенка к школе и семье

Важным приоритетом современного образования является адаптация ребенка к условиям жизни в рыночном обществе. Поэтому возникает потребность развивать в детях самостоятельность, инициативу, предприимчивость, чувство собственного достоинства и ответственности.

 

Адаптация к новым условиям также предусматривает возможность максимальной самореализации человека, а отсюда — глубокое внимание к индивидуальным особенностям потребностям и возможностям каждого ребенка. Особенно остро стоит проблема социальной адаптации одаренного ребенка. Анализ результатов современных исследований свидетельствует о том, что уровень адаптивности ребенка в современном обществе зависит от уровня его одаренности.

Дети с особой одаренностью характеризуются резким снижением адаптационных характеристик, повышенным уровнем тревожности. Все это, в первую очередь, связано с индивидуальными особенностями таких детей.

Ученые выделяют такие особенности одаренных детей: психологические (любознательность, сверхчувствительность к проблемам, надситуативную активность, мышление, повышенный интерес к дивергентных задачам, оригинальность и гибкость мышления, способность к оценке, особенности склонностей и интересов) и социальные (стремление к самореализации, перфекционизм, самостоятельность, социальная автономность, эгоцентризм, лидерство, состязательность, особенности развития, юмор.

Все перечисленные особенности могут, как способствовать социализации одаренного ребенка, так и приводить к определенным проблемам. Например, высокое интеллектуальное развитие одаренного ребенка может вызвать антипатии у ровесников и негативное отношение у учителя.

Для одаренных детей учебная программа часто является неинтересной, что приводит к нарушениям дисциплины на уроках, замечаниям со стороны учителя, впоследствии — выработка негативного отношения к школе. Результатом рано сложившейся зоны личностных интересов может стать незаинтересованность предметами, которые не входят в эту зону.

Когда все дается легко, появляется высокомерие, и тогда одаренные дети часто становятся в позицию исключительности. Особенности одаренного ребенка способствуют тому, что он выбирает для общения старших детей или взрослых, изолирует их от коллектива сверстников.

Стремление довести дело до совершенного завершения, выдвижение повышенных требований к себе раздражает учеников и учителя. Эмоциональность и впечатлительность приводят к частым обидам, замкнутости или к желанию ответить обидчикам. Все эти и другие проблемы негативно влияют на взаимоотношения, создают эмоциональный дискомфорт, не способствуют самореализации, самоутверждению одаренного ребенка, его адаптации в школе и в обществе в целом.

Выводы. Таким образом, процесс социализации одаренного ребенка объединяет в себе его социальную адаптацию и активность, самовыражения и самореализации. Важнейшими институтами социализации личности является семья и школа.

Основные проблемы социализации одаренного ребенка связаны с неприятием или игнорированием факта одаренности ребенка родителями, дисгармонией семейных отношений, неспособностью многих современных семей выполнять социализирующие функции, проблемами адаптации одаренного ребенка в школе, которые, в свою очередь, связаны с психологическими и социальными особенностями таких детей и, как результат, приводят к потере веры в себя, в свою индивидуальность, неповторимость.

Поэтому, чтобы избежать таких проблем, усилия родителей и учителей должны быть объединены общей целью: помочь одаренному ребенку открыть жизненное призвание, создать все необходимые условия для его духовного и интеллектуального роста..

Еще похожие статьи:

Как правильно научить ребенка читать.
Как привить любовь к чтению?
Опубликовал admin в рубрике подготовка к школе   Метки: подготовка к школе

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *